Он обратил внимание коллег на 2 главные задачи, которые решает система образования. Первая — достойное образование, вторая— трудоустройство по специальности. Если эти 2 задачи решаются, то это существенно повышает конкурентоспособность университета. Для реализации данных задач раньше использовали встречи с работодателями, инновационно-образовательные траектории, а сегодня одно из новых направлений — предпринимательская траектория. «Большинство инициативной и активной молодежи в возрасте от 18 до 24 лет обучаются в вузах. У них гибкий ум, они способны генерить и стартовать очень быстро, а вся благодатная почва в университете уже есть. Более того, это лучшая инфраструктура для того, чтобы развивать свои бизнес-идеи и стартовать. Поэтому локомотивом в развитии молодежного предпринимательства должна стать система высшего образования. Для того чтобы это реализовать необходимо, чтобы в университетах появлялась экосистема предпринимательства», — подчеркнул спикер.
В 2021 году рабочая группа провела анализ уже имеющихся практик. «Главная проблема — отсутствие как таковой эффективной модели экосистемы в вузах. Есть университеты, в которых работа ведется по каким-то отдельным направлениям с определенными успехами. Однако она не системна, не хватает квалифицированных специалистов, способных обучать предпринимательству, и не налажена система межвузовской коммуникации. Самое главное — нет взаимодействия с бизнес-сообществом», — прокомментировал Эдуард Омаров. По его мнению, только с активным участием делового сообщества можно создать эту экосистему внутри и вокруг университета.
Экосистема должна включать в себя совместную работу нескольких площадок: проектный центр для внеучебной работы, медиацентр для популяризации предпринимательства и деятельности участников этой экосистемы, саму программу и технологию обучения, программы акселерации бизнес-идей.
Эдуард Омаров подчеркнул, что вышеперечисленное является базисом, который позволит студентам с предпринимательскими компетенциями найти эффективную бизнес-идею, в том числе технологическую, и максимально быстро реализовать ее в стенах университета. Далее нужно все успешные кейсы сохранять в орбите экосистемы вуза. Из этих студентов могут получиться специалисты, которые будут продолжать развивать экосистему предпринимательства и те, кто могут поддерживать эндаумент-фонды университета.
Данная программа обеспечит эффективность более чем 80% студенческих стартапов, против нынешних 5 %.
Подготовку проектных команд в университетах для обучения студентов предпринимательству планируется начать уже в этом году.