СМИ об ОПОРА РОССИИ

Что общего у верблюда и предпринимателя?

Пандемии вопреки

Третий по счёту Slёt, организованный в Сочи тюменцами из «Опоры России», даже в условиях пандемии собрал молодых предпринимателей не только из 25 регионов нашей страны, но и из-за рубежа. Естественно, все мероприятия проходили с соблюдением противоэпидемических правил.
В течение пяти дней — практически без сна и отдыха — сотни деловых и крайне энергичных людей общались и развлекались, обмениваясь опытом, приобретая новые знания и решая вопросы государственной значимости. Специально для лучшего знакомства были организованы бизнес-игры и спортивные турниры, экскурсии и завтраки с экспертами.
Масштабная образовательная программа включала десятки мастер-классов от наиболее успешных предпринимателей. В частности, по рыночным стратегиям, привлечению инвестиций и приумножению доходов компании, созданию личного и социального капитала, операциям с криптовалютой и блокчейн-технологиям, особенностям ведения международного бизнеса и грантовой поддержки.
Одним из ключевых событий форума стала экспертная сессия по созданию экосистемы молодёжного предпринимательства в высшей школе.

«Учимся читать по слогам»

Эдуард Омаров, депутат Тюменской областной Думы и вице-президент «Опоры России», возглавляющий при Министерстве науки и высшего образования РФ рабочую группу по созданию экосистемы предпринимательства, открывая экспертную сессию, отметил, что поддержкой и развитием малого бизнеса у нас занимаются сегодня министерства и ведомства, институты развития, банки и корпорации. Наши университеты — каждый на свой лад — выстраивают соответствующие образовательные программы. Однако результаты оставляют желать лучшего.
Анализ, проведённый рабочей группой, показал, что в стране — несмотря на столь колоссальные усилия! — наблюдается сокращение доли малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте страны. Более того, выживаемость этого самого бизнеса, по данным Министерства экономического развития РФ, составляет всего пять процентов. Значит, из ста начинающих предпринимателей по истечении трёх-пяти лет остаются на плаву всего пятеро.
— Остальные 95 — это разочарованные, замученные, в долгах и слезах люди, — подчеркнул вице-президент. — Ну, кто же так поступает со своими чадами?
По мнению спикера, в деле создания экосистемы молодёжного предпринимательства мы сейчас находимся на уровне даже не первого класса, а предшколы, когда дети учатся читать по слогам.

«Телега впереди лошади»

Эдуард Омаров считает, что вся система, как это часто бывает в России, построена по принципу, когда телега находится впереди лошади. Мы говорим всё больше о программах поддержки и развития предпринимателей. Но абсолютно не говорим о том, как, кем и в каких условиях создаются новые предприниматели.
В качестве аналога спикер привёл одного из представителей животного мира, заметив, что верблюда может родить только верблюд. Точно так же всё построено и в бизнесе. Настоящего предпринимателя может «породить» только предприниматель, передав ребёнку ещё с детства свои опыт и знания. А наиболее благотворным местом для «рождения» успешных деловых людей является система образования.
Именно поэтому созданием экосистемы должно заниматься Министерство науки и высшего образования РФ. Безусловно, в тесном партнёрстве с другими ведомствами, институтами развития, банками, корпорациями. И, конечно же, в первую очередь с предпринимательскими сообществами в регионах, которые и должны обучать молодёжь предпринимательству. Причём обучению непременно должна предшествовать профессиональная ориентация. Только после выявления предрасположенных к предпринимательству подростков следует давать им основы предпринимательской деятельности и помогать в реализации бизнес-идей.
Именно такую систему Эдуард Омаров опробовал в Тюмени. Сначала при поддержке губернатора Тюменской области Владимира Якушева он открыл вечернюю школу предпринимателя, сотни выпускников которой за несколько лет смогли в десятки раз увеличить свои обороты. Затем при поддержке Валерия Фалькова, тогдашнего ректора Тюменского госуниверситета, а ныне министра науки и высшего образования, появилась — опять же первая в России — базовая кафедра предпринимательства.

Артём Андросов, воспитанник Эдуарда Омарова, возглавляющий ныне федеральный комитет по молодёжному предпринимательству «Опоры России», представил разработанные в Тюмени бизнес-игру «Завод» и настольную игру «Ты — предприниматель». Играют в них у нас и взрослые, и дети. Вот уже пять лет образовательный проект «Это бизнес, детки!» помогает подросткам определиться с будущим, найти единомышленников и даже заработать первые деньги.
А сейчас тюменцы обкатывают не имеющую аналогов онлайн-платформу «Мы предприниматели», где бизнесмены смогут знакомиться друг с другом, находить партнёров и заключать взаимовыгодные сделки. В рамках этого проекта уже определили и торжественно наградили сотню «выдающихся молодых предпринимателей». Теперь проект намерены масштабировать на уровень всей страны.

Александра Самойлович, консультант по бизнес-процессам и управлению финансами, возглавляющая в тюменской «Опоре» комитет по инвестициям, познакомила экспертов ещё с тремя «опоровскими» проектами — Ярмаркой инвестиций, Инвестиционным акселератором и Школой инвестиций. На ярмарке, например, сотни рисковых ребят и девчат нашли уже нужные им деньги для успешного старта своего проекта, а кто-то и вовсе заручился поддержкой надёжного партнёра. Школа в свою очередь обучает обеспеченных людей не бояться отдавать часть своих денег и времени на благое дело.
Тюменцы заварили немало и других уникальных образовательных проектов, которые тиражируют сегодня по всей стране. Все эти проекты помогают молодым людям самоопределиться при выборе жизненного пути, уже на старте найдя ответы на неразрешимые, казалось бы, вопросы. И избежать напрасных ошибок.
— Если все мы начнём играть как дружный оркестр, и выстроим полноценную экосистему предпринимательства, включающую раннюю профориентацию, то вполне сумеем перевернуть пирамиду, — обращается к участникам экспертной сессии Эдуард Омаров. — И повысить «выживаемость» среди начинающих предпринимателей с нынешних пяти до 80-90 процентов! А главное, стать конкурентоспособными на большой мировой арене.

«Не вместо нас, а вместе с нами»

Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, на правах модератора экспертной сессии предоставил слово студентам. Ведь, по сути, именно они являются заказчиками образовательных услуг.

Артём Прокофьев, магистрант института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета, заместитель председателя студенческого комитета тюменского регионального отделения «Опоры России», попросил собравшихся за круглым столом министерских чиновников и руководителей ведущих вузов страны побольше доверять студентам.

— Старайтесь всегда делать не вместо нас, а вместе с нами! — призвал старших товарищей Артём, возглавляющий уже собственную компанию «Азбука-Пром». — Ведь, на самом деле, студенты, зачастую не осознавая этого, являются генераторами перспективных мировых трендов и многих бизнес-идей. Хотелось бы, чтобы нас поддерживали во всех начинаниях, давали возможность опробовать и реализовать идею. Мы могли бы совместно сформировать новую механику предоставления тех же грантов, поскольку существующая представляет из себя чересчур длительный квест с кучей задач.

К слову, Татьяна Селивёрстова, член молодёжного совета Шанхайской организации сотрудничества, сооснователь российско-китайского молодёжного бизнес-инкубатора, во время пленарного заседания форума призвала соотечественников поучиться у китайских коллег.
В Поднебесной не боятся поддерживать самые смелые начинания молодёжи. Даже в деревнях здесь созданы бизнес-инкубаторы, а экспертные жюри от имени правительства отбирают для финансирования миллионы проектов. И хотя выстреливает из них в лучшем случае каждый десятый, государство ничего не теряет. Активное вовлечение молодёжи в бизнес, создание множества стартап-команд, формирование востребованных продуктов и вывод их на рынок позволяет стране динамично развиваться, опережая весь мир. Сегодня в миллиардном Китае 80 процентов работоспособного населения занято в малом бизнесе, а его доля в валовом внутреннем продукте народной республики превышает 50 процентов. Мы о таком не можем пока и мечтать.

Школа жизни

Роман Омаров, первокурсник института государства и права Тюменского госуниверситета, член студенческого комитета тюменской «Опоры», считает, что университеты должны помочь студентам как можно раньше определиться, стоит ли им открывать собственное дело или следует сосредоточиться на постижении «традиционных» знаний.

Сам Роман после школы долго подбирал специальность и остановился на юриспруденции, решив, что будет весьма круто, если ты сможешь защитить себя и свой бизнес. Вместе с тем первокурсник предлагает пересмотреть подходы к образованию. И давать студентам больше возможности для выбора необходимых ему предметов, а главное — для запуска и реализации проектов.
— Чтобы молодые люди могли себя попробовать в предпринимательстве, чтобы они не боялись оступиться, вот, мол, я потратил последние отцовские деньги, — продолжал Роман. — Потому что студенчество — это, прежде всего, школа жизни, где ты можешь учиться и пробовать себя, не боясь оступиться и зная, что тебя поддержит старший товарищ.
Кроме того, в университете обязательно должны преподавать предприниматели, которые не только передавали бы студентам свой опыт, но и привлекали бы их к реализации своих проектов. Пусть и за минимальную плату.

«Стартап как диплом»

Александр Ведехин заверил молодёжь, что министерство при поддержке экспертов уже в этом году намерено сделать серьёзный шаг на пути к созданию экосистемы молодёжного предпринимательства. Важнейшим её элементом станет обкатанный в целом ряде университетов проект «Стартап как диплом», призванный повысить выживаемость стартапов. Соответственно, наша молодёжь уже со студенческой скамьи сможет вносить гораздо больший вклад в экономику регионов и всей страны.

Дмитрий Боровиков, руководитель дирекции технологического предпринимательства Дальневосточного федерального университета, специально прилетевший на Slёt из Владивостока, с гордостью заявил, что идея данного проекта родилась четыре года назад именно в стенах ДФУ. С тех пор в университете защитили уже 38 таких дипломов.

На Дальнем Востоке новая программа уже стала неким символом университета, а заодно и элементом системы поддержки предпринимательства, которую власти региона усиленно формируют на острове Русский. Студенты имеют возможность напрямую взаимодействовать со всеми фондами и институтами развития, технопарком и сообществом предпринимателей.
В университете стараются создать для студентов-стартаперов максимально комфортный режим учёбы. Ведь студенческие годы самые плодотворные с точки рения генерации идей. И если задуматься о реализации своего проекта ещё в университете, то, по мнению Дмитрия Боровикова, может произойти «самое главное».
Набор ребят с идеями происходит каждое лето. По итогам первого осеннего модуля они должны внятно упаковать их, организовать команду и презентовать свой проект инвестору. И, наконец, по итогам весеннего модуля перед защитой диплома оценивается акселерация проекта: насколько прогрессирует продукт, расширяется ли команда, появляются ли деньги.
Для масштабирования проекта университет запустил дополнительную интерактивную образовательную программу по развитию технологического предпринимательства и проектной деятельности под многообещающим названием «Дальневосточный старт», которая ежегодно объединяет несколько сотен студенческих команд десятка региональных вузов. Команды публично защищают свои бизнес-проекты в сфере информационных технологий и промышленного производства, foodtech и travel, а победители получают менторов из инвестиционного фонда VEB Ventures, помогающих развить и вывести на рынок представленные проекты.
С тех пор в университете защитили уже 38 таких дипломов. А имеющийся опыт — «так или иначе» — используют более ста отечественных вузов. Хотя во многих из них «банально не понимают, как реализовать программу», поскольку внутри университетов крайне мало людей, понимающих, как работает предпринимательство. При этом они научились «прекрасно отчитываться перед министерством», ведь никаких внятных критериев у программы пока нет.
Сам Дмитрий Боровиков треть своей профессиональной жизни занимался малым бизнесом. И теперь эти знания «сильно пригождаются». Поэтому он безоговорочно поддерживает тезис Эдуарда Омарова про верблюда. Сейчас вместе с единомышленниками из бывшего Ленинградского института точной механики и оптики, ныне национального исследовательского университета ИТМО, Дальневосточный федеральный университет завершают разработку единой методологии по отбору идей, их акселерации, публичной защиты и привлечения инвестиций.

— Если мы сейчас стартанём, договорившись при поддержке министерства об общей методологии, а летом обучим команды преподавателей, то уже в сентябре сможем начать тестирование некой внятной гипотезы совместной работы всех университетов страны над программой «Стартап как диплом», — выстраивает возможную дорожную карту докладчик. — Тогда это будет реальная программа, а не просто бюрократическая история, куда преподаватели пытаются затянуть студентов лишь для того, чтобы отчитаться.
Более того, абсолютно необходимым элементом экосистемы должна стать онлайн-платформа, которая интегрировала бы все уже существующие программы, в том числе Росмолодёжи и площадки «Россия — страна возможностей», различных фондов. И всё для того, чтобы студенты находились в едином информационном поле и могли легко перемещаться между удобными и интересными для них программами.

«Отсеиваем слишком простые идеи»

Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО, также знаком с предпринимательством не понаслышке. Он не первый год занимается инвестициями и запускает проекты. А потому считает университеты с их технологическим заделом «максимально правильным местом для реализации свежих идей и появления сложных наукоёмких проектов».

В том же ИТМО сегодня бакалавры объединяются с магистрантами, аспирантами и профессурой в единые мультидисциплинарные команды. Громкое имя национального университета позволяет ему привлекать практически под любой проект лучших менторов, в том числе из Apple и IBM. А на защиту студенческих стартапов проектов приходят известные люди — такие как Александр Галицкий, основатель и управляющий партнёр международного венчурного фонда Almaz Capital. Простое, казалось бы, общение со студентами зачастую перерастает в проекты.
В ИТМО студенты могут самостоятельно подбирать для изучения те технологии, компетенции и отраслевой опыт, которые необходимы им при реализации проектов, А формирование междисциплинарных команд, привлечение менторов и корпоративных партнёров заметно повышает шансы на успешное завершение бизнес-проектов.
— При этом уже на старте мы отсеиваем слишком простые и нецелесообразные для вуза студенческие идеи, — подчёркивает Антон Гопка. — Поскольку не хотим конкурировать с обычными акселераторами. Своей задачей наш университет считает необходимость давать фундаментальное технологическое образование.
Антон Гопка уверен, что подобный подход позволит со временем совершить столь необходимый стране прорыв, о котором говорят на самом высоком уровне. Пока же мы заметно отстаём от всего мира, в том числе и по количеству оформляемых международных патентов. За год россияне регистрируют около тысячи патентов. А Китай, например, — почти 60 тысяч.
В этой связи ИТМО подготовил для отечественных вузов методические рекомендации по регистрации патентов и управлению ими. Следующим логическим шагом для массовой генерации прорывных проектов должно стать повсеместное создание в университетах стартап-студий (в ИТМО она уже работает!), которые могли бы стать «точкой сборки» регистрируемых патентов, науки, готовых технологических решений и студенческих стартапов. Тем самым постепенно повышать планку, предъявляя вузам всё новые требования — уже не столько по развитию студенческих стартапов, сколько по количеству сгенерированных ими патентов.
Роман Омаров поинтересовался у докладчика: «Вся эта история касается исключительно науки и технологий? И оставляют ли вузы студентам возможность для традиционного предпринимательства?»
Антон Гопка признал, что ИТМО действительно сконцентрирован на развитии наукоёмкого технологического предпринимательства, в обязательном порядке усиливая стартапы своих студентов искусственным интеллектом и прочими элементами. Но в стране ведь немало и других вузов, которые просто обязаны заниматься развитием «традиционного» малого бизнеса и того же социального предпринимательства. Все эти направления не менее важны для экономики страны.

«По следам верблюда»

Прозвучавший из уст Эдуарда Омарова тезис о верблюдах породил настоящую баталию среди экспертов.
Кто-то из них доказывал, что при нынешних требованиях трудоустройство предпринимателей в вузах является сущим адом. Многие из них просто не пройдут конкурсный отбор.

А вот Станислав Иванченко, председатель Сочинского отделения «Опоры России», соучредитель некоммерческой организации «Море идей», занимающейся формированием экосистемы «Сочинская Инновационная Долина», заметил, что при таком подходе к подготовке предпринимателей мы получим массу ИП с нулевыми балансами и банкротствами. Чего точно нельзя делать, так это пытаться преподавать молодёжи предпринимательский трек людям, пусть и с учёными степенями, но ничего общего с предпринимательством не имеющим. И ситуация не изменится до тех пор, пока на университетских кафедрах предпринимателям не создадут удобные и комфортные условия для работы.
— Мне хочется, чтобы в Сочи была именно такая кафедра, — поделился мечтой предприниматель и поинтересовался у коллег: — Вот вы бы хотели оперироваться у хирурга, который учился у педагога, ни разу в жизни не оперировавшего?
Эдуард Омаров, затеявший обсуждение, поделился собственным опытом. В вечерней школе предпринимателей теорию по продажам, маркетингу, управлению персоналом читали университетские преподаватели, а действующие предприниматели уже «разжёвывали», как все эти нормы применить на практике. Аналогичная система выстроена сейчас и на базовой кафедре предпринимательства в Тюменском госуниверситете, которую Эдуард Омаров создал и возглавляет.
А для того, чтобы подобные кафедры скорее появились по всей стране, наш земляк предлагает устроить своеобразное соревнование среди вузов. Не только по количеству подготовленных предпринимателей, но и по их совокупному доходу. Федеральная налоговая служба хорошо оцифрована и при соответствующей договорённости вполне может систематически «выгружать» данные по выпускникам — насколько успешно они продолжают развивать бизнес. А министерство могло бы таким образом оценивать эффективность деятельности вузов.
Александр Ведехин поддержал инициативу тюменца. Объективные данные позволят понять, вписались ли вчерашние выпускники в рынок и продолжают ли, даже в случае неудачи и закрытия изначальных проектов по экономическим соображениям, создавать новые команды, объединять людей и развивать экономику России.